Ваш малыш скоро пойдет в
школу. И у Вас и у Вашего ребенка начнется трудное время. Американский психолог
Джеол Брунер считает, что «любой предмет можно преподавать ребенку эффективно
на любой стадии развития», если понять, в чем заключаются характерные
особенности видения мира ребенком. Тогда проблема обучения будет напоминать
проблему перевода на «детский язык». Несмотря на некоторый экстремизм, мысль
Брунера имеет глубокий смысл. Чтобы обучать и воспитывать ребенка, а воспитание
дошкольников - это суть обучения его в
домашней школе жизни, мало представлять
себе, чему мы хотим научить его. Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка,
понять способ его мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и
индивидуален. Здесь трудно дать какие либо рекомендации. Однако, чтобы уход за
ребенком и его воспитание не напоминало
бесцельную суету, чтобы предостеречь от некоторых распространенных ошибок,
предлагаем несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи
наиболее актуальны. Попробуйте выполнять
хотя бы их, и если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это
облегчит вам взаимное понимание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близкими
для вас людьми.
Готовность к обучению в школе.
Современная школа требует от
детей , поступающих в 1 класс, не столько каких- либо специальных знаний и
умений, но и более сложных форм
умственной деятельности, более
высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению
своим поведением, большей работоспособности, чем в прежние годы
Готовность к обучению в школе - многогранное развитие.
Общая психологическая готовность:
|
Важнейший
итог длительной целенаправленной воспитательно-
образовательной работы детского сада
по всестороннему воспитанию.
Специальная готовность:
Наличие у детей специальных знаний, умений, навыков, необходимых при изучении предметов в школе.
Общая готовность
Общая готовность
Нравственно-
волевая готовность
|
Интеллектуальная |
Физическая |
Управление поведением и
деятельностью
|
Широкий запас знаний об окружающем мире
|
Хорошее состояние здоровья
детей
|
Соблюдение
правил культуры поведения
|
Общий
уровень мыслительной деятельности
|
Выносливость и
работоспособность
|
Выполнение
требований взрослого, уважение к нему, культура поведения по отношению к
старшим
|
Достаточно высокий уровень развития речи
|
Высокая сопротивляемость
болезням
|
Развитие
нравственных чувств и сознания у детей,
общественная значимость поведения
|
Гармоничное физи-ческое и
нервно-психическое развитие детей
|
|
Уважение к
труду и желание трудиться
|
Способность к торможению и
хорошая координация движений
|
Вы спрашиваете
...
|
Мы отвечаем....
|
1. Нужно ли беседовать с
ребенком на тему «Школа»?
|
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса
знаний, умений, навыков, уровня интеллектуального, волевого развития, ему
трудно будет учиться, если нет необходимой
готовности к социальной позиции
школьника.
Положительное
отношение к школе включает как
интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление
занять социальное положение: стать
школьником.
Родителям
важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе,
чтобы определить путь формирования интереса к ней.
Сообщаемый материал о школе должен быть не только понят, и
прочувствован, пережит ими.
Расскажите о своих любимых учителях ,
прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Э то будет активизировать его
сознание, чувство, создаст положительную установку на учебу в школе.
|
2. Насколько важна физическая готовность ребенка к
школе?
|
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять
своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств,
некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость,
координированность, силу, гибкость, выносливость. Последнее качество является
важной характеристикой физического
развития. Это качество тесно связано с
работоспособностью, так необходимой для движения к успеху в учебной
деятельности. Из-за недостаточности развития «мышц ловких» у ребенка
возникают описки, пропуски букв.
|
3.Почему ребенку трудно управлять?
|
Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением,
потому что у него еще не достаточно развита воля. Произвольным, т. е.
управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная
деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ему необходимо умение
наблюдать, запоминать, слушать, добиваться решения поставленной учителем
задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать
отношения между целью действий и их мотивами.
|
4.В чем различие взаимоотношений в системе
«ребенок-педагог» в детском саду и школе?
|
При поступлении в школу у ребенка изменяется
система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более
деловыми, тогда как в детском саду они были боле эмоциональными, личностными
и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно
постепенно готовить ребенка к новым отношениям в школе.
|
5. Какие советы вы можете дать по воспитанию
«чувства долга» у дошкольника?
|
Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга»
главное не «долг», а «чувство». А чувство, воспитывается не окриком: «Ты
должен ... сделать!». Чувство не
возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на наше чувство, на нашу любовь и
понимание.
|
6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач
для дошкольника?
|
Ребенок не должен смотреть все телепередачи.
Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться
относительно принятого решения. Нужно помнить то, что ребенок воспринимает
фильм не так как взрослый, поэтому лучше смотреть телевизионную программу
вместе и обсуждать с ребенком впечатления от увиденного.
|
7. Почему не все дети одинаково овладевают
чтением, письмом?
|
Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково
быстро формируются. Причин этому много, но главная - у ребенка не достаточно
развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста
ребенок должен уметь производить
звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры,
например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их
строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он
рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы,
лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображенном.
Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их
очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая
в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием
мышления.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий